Среда
22.05.2024
03:47
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ЗАБРОСКА ТУРИСТОВ ПО КАРЕЛИИ-89215236608 ЧУПА-ЛОУХИ

    Отчёт по реке Кереть.поход Кереть-Белое море.

     

     

    поход Кереть-Белое море, часть 1

     

    В этом году, после пешего похода по Крыму на майские праздники, мы решили летнюю экспедицию провести на байдарках. Я очень люблю морские переходы белыми ночами и стоянки на островах, тогда как моя половина имеет склонность кататься по порогам. Компромиссный вариант неумолимо привязывал нас к карте северной Карелии, а временные рамки поездки и мои требования к морской части маршрута уточняли эту привязку до района Чупской губы. Что, в свою очередь, определяло и выбор Керети для сплава. Мы взяли где-то дней пять на реку и дней 10 на море, вписавшись в две недели отпуска. К концу похода мы чувствовали традиционное разочарование его преждевременным окончанием. Еще бы плавать и плавать...



    Часть первая, речная.

     

     

    Наш марут: Мост дороги М18 Ленинград-Мурманск через р.Кереть – село Кереть – о.Кереть – о.Пежостров – губа Летняя – о.Сидоров – Чупская губа – д.Пулонга

     

    Наша команда:

    Флагманская Варзуга 2: матрос Хеленка (зам. адмирала по речной части), капитан – я, адмирал.

    Таймень 2 теза: матрос Мишка (юнга), капитан – Александр

    Таймень 2 резина: матрос Наташка Ярра, капитан Лешка Ашел

     

    Хронология похода по дням.

    12 июля, Вс. Стапель на северо-восточной стороне моста федеральной трассы. Полуходка до озера Кривое. Там встали на стоянку на правом берегу Керети при ее впадении в озеро, сразу на выходе из порога.

    13 июля, Пн. Порог Долгий. После порога река поворачивает вправо и там есть протока в лежащее рядом озеро, от левого берега. Стоянка на пляже в дальнем (направо) конце озера.

    14 Июля, Вт. Дневка на озере.

    15 июля, Ср. Ходовой день. Два обноса Варацкого и Краснобыстрого. Пороги *** и Масляный проходим с просмотром. Стоянка на берегу реки в месте скудном дровами но богатом на мошку.

    16 июля, Чт. Ходовой день. Проходим Колупаевский с ходу, мост дороги на Чкаловский. Осматриваем и проходим Медвежий и Кривой. Вечером доходим до порога Морской и сливаемся по нему без просмотра. Идем по морю до о.Кереть и встаем на нем.

    17 июля, Пт. Идем вдоль Керети, затем Борщевца, Пежострова. На Пежострове встаем на стоянку.

    18 июля, Сб. Дневка на Пежострове.

    19 июля, Вс. Ходовой день. Пежостров – о.Сосновец – губа Летняя.

    20 июля, Пн. Ходовой день. Губа Летняя – Пежостров – о.Сидоров.

    21 июля, Вт. Дневка на о.Сидоров.

    22 июля, Ср. Дневка на о.Сидоров.

    23 июля, Чт. Ходовой день. О.Сидоров – о-ва Илейки – мыс Картеш – Чупская губа (мыс на правом берегу за о.Олений).

    24 июля, Пт. Полуходка, антистапель. Часовая ходка до деревни Пулонга, старый причал «под каравеллой» - традиционное место стапеля/антистапеля.

    Заброска: ст.Чупа – мост М18 через р.Кереть, 2500 рублей на УАЗике буханка

    Выброска: д.Пулонга – ст.Чупа, 1000 рублей на той же машине

    Контакты водителя:

    E-mail: chupa-yura@yandex.ru 
    Телефоны: 8(81439)4-18-76, +7(921)523-66-08 
    Павлов Юрий Анатольевич

    .


    Трек нашей поездки: северная, не всегда очевидная, половина автопробега и собственно сам поход (там не хватает последней ходки и полуходки - тихой сапой забился track log)
     
     

    Ну, теперь моя басня о поездке. Нам так хотелось отправиться на Север на машине, что мы придумали прекрасное оправдание – втроем с Мишкой нам будет дешевле ехать на машине, чем на поезде.  Такой нехитрой уловкой здравый смысл обвели вокруг пальца. Наташка собралась ехать с нами второй машиной, но ее гольф издал серию нечленораздельных скрежетов и впал в летаргию за день до поездки. Поэтому Леша, Наташка и Саша поехали поездом, а мы нашей боевой Нивой, которая после соревнований CrazyShturman получила долгожданные бортовые номера :)

    В пятницу десятого числа мы загрузили Ниву так, что осталось пространства аккурат на троих, привязали на багажник Варзугу с Тайменем и в три часа дня стартовали от дома в направлении Ярославского шоссе. Кратчайшая дорога на Север идет через Вологду и Медвежьегорск, а не по Ленинградке, как думают многие (и думал я сам). Впереди у нас лежало 1500 км дороги на Север и это радовало. В ночь на субботу мы разбили палатку в лесу к северо-западу от Вологды. Весь первый день нас приятно радовали дороги – можно было держать крейсерскую скорость и не шарахаться от ям. Местами, перед Ярославлем и после него на Вологду, покрытие вообще было идеальным. Везде, где мы ехали в пятницу, населенки было достаточно много, хотя попадались и умирающие деревушки. В субботу мы заехали в глухие места. Но сперва мы свернули на Кириллов и посмотрели Кирилло-Белозерский монастырь, масштабы которого впечатляют равно как и его суровая красота.

    Дальше населенка постепенно сошла на нет и дорога шла глухими лесами. В одном месте мы видели поворот на дорогу без покрытия и указатель на Архангельск. Очень хотелось разведать ее до Архангельска, но мы взяли себя в руки и поехали дальше. Незадолго до Вытегры дорога неожиданно кончилась знаком, указывающим на конец дороги и отсутствие сквозного проезда и указателем на объезд налево. Там была запущенная грейдерная дорога. Несколько километров мы ползли по ней, пока не выехали на асфальт. Заправок не было очень долга и в Вытегру мы приехали на парах. Там за городом по дороге на Ленинград есть лукойловская заправка, где мы и залились. А дальше вернулись в город к повороту на Медвежьегорск и направились в сторону Карелии. Сразу за Вытегрой покрытие кончилось и началась сырая грейдерная «стиральная доска». Мы уже было отчаялись, но в этот момент резко началась свежая дорога сделанная, видимо, по финской технологии. Ну, то есть она была идеально ровной, вез вмятинки, с разметочкой. И Нива полетела. Вскоре мы пересекли границу с Карелией и дорога стала хуже. Но до Пудожа она была вполне приемлемого качества. После Пудожа дорогу, очевидно, обрабатывали штурмовики. Там мы (я) поставили грыжи на 2 покрышки и погнули один диск. Могло бы быть и хуже. По дороге на Медвежьегорск мы выбрались передохнуть на Берег Онеги.

    В Медвежьегорске Хелен выправила диск топором, а я искупался на прекрасном пляже в Онеге. Хотя должно было быть все наоборот :)

    Когда наши коллеги по походу вышли из поезда на станции Медвежьегорск, они с удивлением увидели знакомую Ниву, паркующуюся рядом.  Произошла радостная встреча. Потом они вернулись в поезд, а мы рванули дальше по федеральной трассе на Мурманск. Бензин становился все дороже и в конце концов достиг цены в 25 рублей за литр, против 19-20 в Москве на тот момент. Мы пожадничали и в итоге канистра нас спасла, а залиться все равно пришлось по 25.

    Мы осмотрели место стапеля, поехали дальше. В Чупу приехали раньше поезда на пару часов и я решил сгонять на место своей школьной практики. В 1994 году я впервые попал на Белое море в составе беломорской полевой практики 43-ей школы. С тех пор меня всегда тянет на Север, я не представляю себе жизни без посещения этих мест и много раз возвращался сюда. И еще вернусь. А моему учителю огромное человеческое спасибо за то, что, помимо всего прочего умного доброго и вечного, он открыл для меня это ягельное царство с фукусными берегами :)

    На месте старой паромной переправы на Чкаловский мы немного задержались, я вспоминал свой первый приезд сюда, Хелен с Мишкой любовались морскими звездами и слюдой.

    Бывший причал парома, за машиной в лесу был школьный лагерь.

    Ниву загнали в Белое Море ради этого кадра :)

     



    Обратно мы вернулись в Чупу, где встретились с Юрием. Юрий выбрасывал нас в прошлом году, его телефон у нас был. Мы договорились о заброске и выброске, Ниву оставили у его дома бесплатно. Юрий с женой напоили нас чаем с бутербродами, рассказали о погоде, грибах и ягодах, потом мы погрузились на буханку и поехали встречать ребят на станцию.

    Машины ждут туристов.

    Юрий приятный и обязательный человек, которого я с удовольствием прорекламирую. Если кому-то нужна заброска-выброска в районе Лоух и Чупы, телефон Юрия указан выше.

    На стапеле быстро была собрана Варзуга, чуть медленнее резиновая Таймень. Тезовой шкуре достался на редкость боевой набор, в результате стапель затянулся, но разум победил и байдарка была собрана. Мы отплыли. Я и Хелен не спали ночью совсем, поэтому далеко мы не пошли и встали на Кривом озере на симпатичной, хотя и сильно засиженной стоянке по правому берегу при впадении Керети в озеро.

    На следующий день нам предстоял первый серьезный порог - Долгий. Никто кроме Хелен не имел речного опыта, не знаю, как остальные, а я боялся. Мы просмотрели порог, выставили ребят на страховку – и вперед. Когда мы соскользнули со слива и самое страшное уже было вроде как позади, нам не удалось отрулить от места с противотечением, на входе в которое я получил ощутимый удар под задницу, после которого Варзуга стала стремительно набирать воду. Оказалось, мы просмотрели каменный зуб, торчащий со дна навстречу течению, и оделись на него вилкой кильсона. Шкуру порвало углом где-то 15х20 см, пенку пробило, одна из балок кильсона с нижней стороны была ввернута в саму себя. Оба тайменя сделали оверкиль, причем Саша и Леша еще и побились о камни. Резиновый таймень тоже пришлось шить.

    Прохождение порога.






    Ниже по течению идет жесткая 4-х километровая шивера. Мы с Хелен капитально засели там и показывали народу правильный фарватер :) Я был истощен физически когда мы выплюнулись из порога на плес. Было уже поздно и мы решили проверить протоку в озеро в надежде на стоянку. Я еще в Москве обратил на него внимание, посмотрел по топокарте и в гугл-мапс, загрузил точу в навигатор. По узенькой протоке стесненной лесом и заросшей кувшинками мы вошли в озеро и увидели вдали справа пляж. Очень красивый пляж, симпатичное озеро. Народу так понравилась стоянка, что все стали вздыхать о дневке, на которую я с удовольствием дал согласие.

    Вид на озеро от стоянки

    Место безупречно с эстетической точки зрения, очень удачная стоянка. Единственный минус – дров вокруг лагеря нет, не смотря на молодой сосновый лес на берегу. Зато в 5 минутах ходьбы в западном направлении, по тропе, лежит маленькое озерцо с заболоченным берегом. Вот там на заболоченном участке и рядом с ним есть прекрасные сушины.

    Рыбалка на озере нам не задалась, зато мы поймали и сфотографировали утят :)

    Отдохнув, мы двинулись дальше. Сразу за выходом протоки в небольшой шивере мы опять сели и являлись живым навигационным знаком «здесь слишком мелко». Дальше был плес, а за ним порог Варацкий протяженностью чуть более километра. Просмотрев порог, мы не смогли выявить адекватную стратегию его прохождения и решили сделать обнос. Обнос по тропе по левому берегу, загружались за мостом дороги на Чупу справа. Вскоре мы вошли в живописное Варацкое озеро с множеством хороших стоянок. На выходе из него несложная шивера, которую мы прошли схода. За следующим плесом налево лежал порог Краснобыстрый. Обе лоции советовали обнос. Мы просмотрели порог и решили не рисковать – там всего метров 300 обноса и мы быстро перетаскали лодки и вещи.

    Краснобыстрый

    После него река долго течет спокойно, затем следует большая шивера – порог ***. Мы прошли его с просмотром, и остановились у начала Масляного. Там мы организовали страховку. Порг представляет из себя каменную ступень на реке во всю ее ширину за исключением щели у правого берега. Ступень образует слив, проход под правым берегом чистый. Все прошли без приключений.

    Порог и его прохождение:








    Ниже Масляного мало хороших мест для стоянок, много мошки. Мы прошли еще пару небольших шивер (порог Павловский) и встали на просторной, но неуютной стоянке с массой гнуса. За нормальными дровами пришлось ходить метров за 400 на заболоченный участок леса в глубине от реки.  Этот участок лучше пройти. В конце порога Колупаевский и за мостом на Чкаловский, да и дальше вниз по течению попадается много хороших стоянок. До них и стоит дотянуть.

    Утром под давлением мошки мы быстро ретировались со стоянки. Порог Колупаевский прошли без просмотра, передохнули на плесе за мостом. Вскоре мы достигли сдвоенного порога ***-Медвежий. Их мы просмотрели и прошли без приключений. После этого было еще несколько несерьезных шивер. Одна из них стоила нам массы времени из-за нестандартного решения третьего экипажа. Мы прошли одну шиверу, вслед за ней вторую, и остались ждать третий экипаж в затоне под берегом. Наши орлы не видя нас сделали поворот на 90 градусов из основного русла в боковую протоку. В месте слияния с основным руслом они нас не увидели и почему-то пошли дальше. В итоге мы долго их ждали, волновались, сходили пешком к месту обеда берегом. Эта экспедиция выявила наличие той самой боковой протоки. Размышляя методом исключения, мы решили, что они ушли в нее, другого выхода нет. Через пару километров вниз по течению мы и правда нашли наших незадачливых коллег. Перед нами оставался длинный участок плеса и порог Морской, а за ним уже море... Перед порогом река перегорожена сетями и пришлось делать обнос. Порог морской представляет из себя длинную шиверу с большим уровнем падения воды, где-то около 15 на километр его длины. Уровень воды в реке был большой и мы решили идти без просмотра. Было занятно нестись вниз по реке с видимым уклоном, пробивая валы воды. Меня накрывало с головой, я уж не говорю о моем матросе. Нам повезло и был почти полный прилив, что сократило длину порога на одну-другую сотню метров.

    Отплевавшись от воды и проморгавшись, мы обратили свой взор на выход из порога. Тезово-тайменный экипаж прошел без проблем, они вообще были самой незагруженной лодкой и редко поролись. А резиновые коллеги выскочили из порога в полузатопленном состоянии и в состоянии некоторой экзальтации причалили к берегу. Думаю, они начерпали бы меньше, если бы натянули юбки :)  Дырок не нашли.

    Наконец-то мы были на море! Начались места моей силы. Время было уже позднее, часов 10-11 вечера, море спокойствием манило в даль и мы пошли в пролив между островом Средним (на нем стоит лесозавод Кереть) и островком напротив курсом на остров Кереть. Насколько можно было судить с воды, по левую руку попадалось несколько хороших стоянок. Напротив выхода из пролива на берегу о.Кереть есть пара стоянок – одна на мысу острова, за которым в него вдается небольшой залив. Вторая чуть правее по берегу. Первая стоянка была занята и мы высадились на той, что чуть правее.

    Тихая белая ночь, отдаленные вскрики чаек, гладь воды за которой поднимаются дальние острова... Наконец-то. И уютная чистая стоянка среди сосен на берегу.

    Продолжение следует.